Инструкция по эксплуатации Cartridge Man The Cartridge Man Analogue Test LP
Аудио Аксессуары Cartridge Man
Hi-Fi News Analogue Test LP
Картриджи являются одними из самых деликатных и
сложных
инструментов
воспроизведения
музыки.
Микроскопческий
алмаз
должен
максимально
точно
одновременно снять информацию с двух дорожек, на
которых
записано
невероятно
сложные
частотные
амплитуды,
перенести
эти
частоты
на
магнитные
генераторы, которые в свою очередь переведут это в
электрический эквивалент.
Искажения трекинга
Термин
«нелинейный»
относится
к
неравномерным
характеристикам устройства – будь это тонарм, картридж,
микрофон или акустика, что может приводить, например, к
клиппингу
при
повышении
громкости
записанного
материала. На это можно и посмотреть и как на неточное
следование кривой записанной волны сигнала.
В воспроизведение грампластинок существует вечная и
неизбежная проблема: искажения трекинга и они ведут свои
корни от из-за разницы в форме оригинального
инструмента, используемого при нарезке пластинки (острый
резец) и воспроизводящей иглы. Проблема иллюстрирована
на Рис 1. Острые края резца гарантируют точность по
отношению к обоим стенкам канавки, когда у сферическая
игла изменяет площади контакта в зависимости от
модуляции сигнала, что приводит к искажениям трекинга и
последующий искажениям уже в электрической форме.
Крайняя часть радиуса иглы может менять глубина
погружения в зависимости от записанного сигнала, что
приводит к вертикальному движению иглы, известному как
pinch эффект, приводящему к избыточному электрическому
сигналу в стерео режиме, так как картридж отвечает за как
горизонтальное, так и вертикальное движения.
В идеале требуется игла, которая точно сидит в канавке и
своими краями плотно соприкасаются со стенками для
полного соответствия оригинальным движениям резака при
создании пластинки. Такие картриджи появились и это
эллиптические или бирадиальные, они плотно всем своим
большим радиусом плотно сидят в дорожке без bottoming
эффекта, а меньшим более точно по сравнению с
сферическими собратьями снимают волнистость записи на
стенках канавки. Дальнейшие разработки привели к морю
различных вариантов вплоть до суперэллиптических и line-
contact (например, van den Hul и др.), где контактная
площадь еще больше увеличена.
Трекинг и Trackability
Очень часто путают tracing (трассировка), что является
чисто геометрической проблемой с чисто механическим
трекингом (tracking). Даже
при
нулевых
ошибках
трассировки не обязательно, что игла будет правильно и
точно следовать по канавке и воспроизводить все сложные
амплитуды записанных музыкальных сигналов. Канавка все
равно будет направлять иглу в зависимости от глубины и
ширины. Если игла слишком жесткая или тяжелая она просто
не будет способна быстро следить за изменениями канавки.
Еще
хуже
может
сложится
ситуация
когда
при
сопротивлении боковой нагрузки игла поднимется по
дорожке вверх и в экстремальном случае может просто
покинуть дорожку и перескочить на следующую. Это
приводит к явно слышимым искажениям и может быть
вылечено только увеличением массы картриджа.
Способность картриджа работать с сильно модулированными
записями известно как Trackability, измеряемое минимальной
прижимной силой в граммах для воспроизведения сложных
треков.
Производители
указывают
эту
силу
в
своих
спецификациях вместе с типом иглы.
Противовесом
динамики
движения
картриджа
является
технический термин «механический импеданс», основными
компонентами которого являются жесткость, масса и инерция.
Жесткость измеряется степенью податливости (compliance), что
обозначает, как быстро игла вернется в первоначальное
состояние после применения к ней определенной силы.
Измеряется в единицах податливости cu и определят способность
воспроизводить модуляции крайне низких частот. С другой
стороны
частотного
диапазона
высокие
ограничены
ограничиваются эффективной массой (инерцией) влияющей на
скорость реагирования . Обычно это измеряется в миллиграммах.
Хорошие картриджи обеспечивают прижимную силу в 1-2
грамма, при которых износ иглы и пластинки минимальный.
На обычной моно пластинке канавка нарезана ровно радиально.
На стерео стенки канавки под углом 45° несут два независимых
канала. На рисунке №3 вы можете увидеть, что происходит
время от времени с левым и правым каналами. Игла должна
реагировать на вертикальные и радиальные перемещения
одновременно. В стерео записи и воспроизведении звуки в
центре представлены одинаковыми модуляциями на обеих
стенках канавки, и в соответствии с принятыми стандартами при
нарезке одна стенка делается выше другой (рис 3с), что
приводит точно к радиальному направлению канавки. Это
повторяет технологию моно записи, скажем, это - запись
центрального канала ( в кинотеатральных терминах). Последний
вариант на Рис 3 показывает случай когда дорожка движется
строго
вертикально
при
записи
двух
моментально
противоположных сигналов ( не в фазе, технически говоря).
Идеальный тонарм хорош своей нейтральностью, позволяя
картриджу просто следовать по канавке на правильной высоте и
угле и играть при своей номинальной прижимной силе, он не
добавляет массы и веса к картриджу и имеет минимальную силу
сопротивления движения по канавке. Часто путают массу и вес
когда обычно говорят о рабочем весе картриджа, а не о
прижимной силе, ведь в обиходе граммы используют для
измерения массы и веса. Типичный картридж весит 7 грамм, а
прижимная сила его может быть 1г. Тонарм должен обеспечить 6
грамм противовеса для 1 грамма прижимной силы. Хотя
статически прижимную силу можно взвесить на весах, но
реальная масса картриджа и тонарма все еще является
динамической величиной при резком движении иглы по дорожке.
Резонансная частота картридж/тонарм
По определению это низкая частота, вычисляемая посредством
эффективной
массой
тонарм/картридж
и
податливости
картриджа. При номинальной массе частота резонансная
уменьшается при увеличении податливости, то же самое при
увеличение массы при номинальной податливости. Отношения
этих величин изображены на рис. 7. Имея все данные очень
удобно вычислить эту частоту для вашего сетапа. Понятно, что
она должна быть вне частотных характеристик картриджа, то
есть меньше, скажем 20 ГЦ, но слишком низкие частоты могут
резонировать с дефектами пластинок или с внешними
источниками таких частот, например, при хождении по комнате.
Предпочтительны
высококачественные
подшипники
проигрывателя, которые оказывают минимальное сопротивление
вращению.
Картриджи с прижимом в 1г требуют минимальных внешних
(боковых) воздействий на них (от трения подшипника или плохо
подключенных контактных проводков) – не более 0,1 г, иначе
следует увеличить прижимную силу.